Попытаюсь здесь дать несколько советов по безаварийному управлению автомобильками.
Дело весьма неблагодарное, потому как заочно научить правильному управлению машинкой практически невозможно, но опыт лично у меня накоплен достаточно большой, так что попытаюсь поделиться.
Сам я за рулем где-то лет 13, из них лет 8 постоянно, т.е. каждый божий день. На грузовых ездил, но мало, в основном – легковые. С полноприводными знаком слабо, в основном (примерно поровну) – классика, либо переднеприводные. Общий пробег мой составляет примерно полмиллиона километров – немного, но километры это серьезные, поверьте мне на слово. Езжу я обычно, скажем так, быстрее потока.
Считаю, что необходимый минимум стажа водителя, чтобы считать его минимально опытным – не меньше 100-150 тысяч км. То есть хотя бы одну машину, но вы должны изъездить полностью. И, как это ни странно звучит, но для полноценного опыта нужно хотя бы раз попасть в аварию. Причем именно в аварию, т.е. не поцарапать крыло, а все-таки именно ударится. Необходимо это исключительно, чтобы опустить в подсознании некую виртуальную планку своего страха. Это конечно, все мое личное мнение, не подтвержденное исследованиями и т.п., но я этого придерживаюсь и другим советую. Правда актуально это только для «гонщиков», т.е. для тех, кто всегда ищет грань возможного в управлении машиной на дороге. Нормальному водителю лишняя авария не принесет ничего, кроме возможного страха перед управлением машиной вообще. Избыток же привычки к адреналину, наоборот, вызывает со временем подсознательное стремление не просто разогнаться побыстрее и повернуть порезче, а именно хочется попасть в аварийную ситуацию. Такое не минуло и меня – особое удовольствие начинаешь получать не просто от точного и красивого управления машиной, а от выкручивания из уже создавшейся аварийной ситуации. Поскольку создаются они все-таки редко, то потихоньку начинаешь провоцировать их сам…
Ну, в общем это уже офф к данной теме, а здесь я хотел рассказать именно о том, как не попасть в аварийную ситуацию. Потому как это закладывается все-таки на сознательном уровне, а вот уже так называемое контраварийное управление – только на бессознательном и только путем механической работы, т.е. тренировками.
Если интересна именно техника управления, то сейчас появилось довольно много различных школ полуспортивной направленности, которые как раз и обучают данным навыкам. Сам я проходил в трех различных школах три курса - курс вождения спортивного автомобиля, так называемый «общий курс контраварийного вождения» и «курс экстремального вождения». Мне просто было интересно, что же такое там преподают. В то время, когда я обучался в этих школах, я уже «завязал» с гонками, но думал податься в профессиональный автоспорт, да и просто было интересно повысить свою квалификацию. Хотя у меня уже был сформирован свой стиль управления и менять его я в общем не собирался, но, тем не менее, кое-что из этих курсов я для себя вынес.
Вообще могу сказать, что такие курсы полезны начинающим водителям именно с целью обучения простейшим возможностям автомобиля. Чтобы человек изначально не боялся порезче нажать на педальку или крутануть руль, чтобы у него не вызывал негативных реакций занос машины и т.п
Продвинутому же пользователю такие курсы тоже могут быть полезны, но тут уже есть два варианта пути: вы просто проходите базовый курс или проходите полное обучение по всем программа. В первом случае вас просто обучат базовым знаниям, как то: правильная рулежка, принципы вызывания и гашения заносов и сносов, способы торможения, загрузка по осям/колесам и т.п. То есть в вас заложат на сознательном уровне базовую программу – а перекладывать ее в подкорку придется уже самостоятельно. При этом неизбежна наработка ошибочных рефлексов, но на непрофессиональном уровне этого никто не заметит. Второй способ (т.е. прохождение полного курса) всем хорош, но потребует значительных финансовых вложений – услуги таких школ недешевы.

А теперь приступлю к тому, что я хотел рассказать. Назову это «Методология избегания аварийных ситуаций и сведения к минимуму их последствий».

Упорядочивать и писать текст лень, а посему просто буду выуживать из головы тезисы. По номерам рассортировывать тоже не буду, потому учтите, что последний совет как раз может оказаться самым главным и наоборот. 
Итак:
1) Всегда включайте поворотники. Научите себя это делать подсознательно, не думая есть ли вокруг машины, которые могут увидеть ваш сигнал, или нет – просто на перекрестках, при остановках и начале движения всегда включайте поворотник. Для чего это надо? Во-первых, наверное не нужно объяснять, как важно, чтобы другие участники движения (не только машины, но и пешеходы) понимали ваши намерения. Во-вторых, часто отсутствие сигнала поворотника при ДТП, при наличии свидетелей этого, приводило к перекладыванию вины, а оно вам надо? Пример из личной практики: Т-образный перекресток, главная дорога поворачивает налево (с правого хвостика буквы «Т» на ножку), все знаки висят. Одна машина едет по главной дороге и спокойно поворачивает налево, не включив поворотник, законно ожидая, что едущая навстречу по второстепенной дороге другая машина ее пропустит. А та ее не пропускает… Ба-бах! Один выскакивает – ты чего на знаки не смотришь?! А другой ему – а ты чего поворотник не включил? По твоим действиям согласно ПДД я сделал вывод, что ты едешь прямо, следовательно, я не создавал тебе помех. Угадайте, кто в этой ситуации был виноват? Это на тему важности поворотников. Не надо надеяться, что вы всегда увидите, когда нужно показать поворотник. Не забывайте и про пешеходов. Представьте, что вы на скорости поворачиваете на перекрестке налево (или направо – это не суть важно), а там был пешеход. Вы его увидите ночью? Далеко не всегда. А будь у вас включен поворотник, пешеход бы может и не стал переходить дорогу. В общем это аксиома – при поворотах сигналы надо включать всегда. При перестроениях, обгонах и т.п. проще – тут поворотник действительно не всегда нужен. Но все же желателен, помните – включив поворотник вы по правилам получаете перед впереди-идущей машиной преимущество первоочередного перестроения на соседнюю полосу (если она не включила поворотник раньше). При наличии свидетелей это может «отмазать» даже если вы въедете этой машине в зад (вы ехали 80, она 30, и вдруг перестроилась перед вами). Тут еще хочется отметить, что при перестроении/обгоне следует включать поворотник ненадолго, так, чтобы лампочки мигнули 2-3 раза. Более долгое включение может привести к тому, что другие водители поймут ваши действия как намерение остановиться или повернуть. При трогании с места то же самое – 2-3-4 раза вполне достаточно. При повороте же, или остановке, наборот – сигнал должен быть включен заранее. Как правило – одновременно с нажатием на педаль тормоза, или раньше, если тормозить вы собрались резко, и надо дать возможность машинам, едущим сзади, перестроится на соседнюю полосу, а не въезжать вам в багажник. Академически сформулирую так: сигнал поворота должен включаться настолько заблаговременно до поворота, чтобы в данной ситуации ваш маневр был бы настолько заблаговременно понятен другим участникам движения, что не вывал бы у них необходимость прибегать к торможению. Ну, вот, так и знал что фигня будет получаться – сложно, оказывается, на словах это все объяснять.  Главное назначение поворотника – вовремя давать понять другим участникам движения о ваших намерениях.
2) Вообще, кстати, мое единственное правило дорожного движения таково – ехать можно как угодно, при условии, что это не создаст помех другим участникам движения.
3) Дистанция – самое главное. Т.е. просто главное. Держите дистанцию, братья и сестры. Она – основная причина ДТП в городах. В крупных города с интенсивным движением (типа Москвы) это проблематично, там нарушение этого принципа в часы пик неизбежно. Но там проще – как правило движение потока все же стабильно, то есть едьте себе и уповайте на господа. Вообще в условиях интенсивного движения даже наоборот – излишняя дистанция будет вызывать многочисленные попытки других машин перестроится и стать впереди вас, что вообще-то не есть гуд, т.к. лишняя активность перед машиной - это всегда повышенная вероятность аварийной ситуации. В таких ситуациях дистанция должна быть меньше или равна габаритам легковой машины, чтобы видно было, что туда не влезть. А вообще, главное назначение дистанции с точки зрения «активного» водителя вовсе не обеспечение необходимого тормозного пути. Применение тормозов для избежания аварийной ситуации – это уже минус, до этого надо стараться не доводить. Главное назначение дистанции – обеспечить возможность маневра. С помощью маневра практически во всех ситуациях можно более эффективно и безопасно избежать столкновения, нежели просто применяя торможение. Так что просьба – запомните, что маневр – самое эффективное контраварийное средство. А если уж вам пришлось прибегнуть к торможению – значит, чего-то вы недопросчитали… 
4) Ну, поговорим о маневрах. Что необходимо, кроме дистанции до впереди идущего автомобиля, для мгновенной смены полосы движения? А необходимо знание о том, что творится на других полосах. Для этого, братцы мои и сестрички, надо пользоваться зеркалами (правое боковое осваивайте сразу и безоговорочно – оно даже важнее, чем внутрисалонное). Причем смотреть в них надо постоянно, а не только перед тем, как повернуть, перестроиться, затормозить и т.п. В голове у хорошего водителя всегда должна быть полная картина не только того, что происходит впереди, но и всего, что происходит сзади. Именно эта картина дает возможность при возникновении перед вами аварийной ситуации быстро и безошибочно совершить нужный маневр – в зеркала не всегда есть время посмотреть, а иногда лучше въехать в задницу «жуже», чем зацепить по касательной «шестисотый» на соседней полосе. Больше того, по возможности вы должны постоянно просчитывать будущие возможные маневры всех окружающих вас машин, а не только едущих спереди или сбоку. Это довольно сложно и происходить должно по большей части подсознательно – не пытайтесь загрузиться, просчитывая ходы десятка машин сразу – так вы чего доброго не увидите Камаза у себя под носом. Но стараться надо – понемногу, постепенно, день за днем, но это необходимо. Именно способность просчитывать возможные в ближайшем будущем ходы других участников движения – единственная существенная характеристика водителя, могущего избегать аварийных ситуаций. И чем больше количество машин, которые он может просчитать – тем выше его класс. А для водителя, желающего заниматься «городскими гонками», это способность – просто необходимость. Итого помните – в любой момент времени у вас в голове должна быть полная картина происходящего позади вас. Для начала определите определенный временной интервал, например, раз в 2-3 минуты вы просматриваете все зеркала и запоминаете расположение, скорость и т.п. идущих сзади машин, сравнивания каждый раз – что изменилось, и пытаясь предсказать – куда в следующий момент поедет, например, вон тот белый Ауди. Потом - через неделю, две, месяц, как пойдет – сокращайте этот интервал. Естественно, в зеркала надо смотреть в тот момент, когда ситуация впереди стабильна и не напряжена. И смотреть не во все зеркала сразу, забывая про лобовое стекло, а по очереди – левое, вперед, центральное, вперед, правое, вперед. Представьте для себя это наблюдение и предсказание действий сзади идущих машин в виде некой игры, и со временем это вас даже увлечет. Гарантирую.  Побочный положительный эффект от такой привычки – вы будете замечать слежку. Это актуально не только для шпионов – вспомните «подставлял», они тоже сначала выслеживают жертву. Как правило…
5) На перекрестках не верьте знакам и светофорам – гладите по сторонам пожалуйста. Очень распространенная причина серьезных аварий.
6) Если вы едете быстро, то должны помнить:
a) Пешеходы, переходящие дорогу, не всегда в состоянии правильно оценить вашу скорость, особенно дети – у них слабо развито чувство дистанции. Это научный факт, а не придумано мной, хотя и проверено мною на практике.  Поэтому, увидев стоящего на обочине или на осевой ребенка, будьте готовы к тому, что он бросится к вам под колеса.
b) Очень распространенная авария – на перекрестке вы едете прямо, а поворачивающая со встречной налево машина не пропускает вас. Причина – водитель той машины не смог правильно оценить вашу скорость. Обращайте на это внимание, особенно, если едете со скоростью свыше 100 км/час. Еще раз повторюсь – очень распространенная авария, часто с тяжелыми последствиями.
c) За городом при движении со скоростями свыше 140 км/час под вас запросто могут выехать с примыкающей дороги. Причем водитель скажет, что просто вас не видел, и будет честен. Он подъехал к перекрестку, глянул в одну сторону, в другую, вроде где-то далеко машина… он включил передачу и не спеша выкатился на дорогу, а тут вы вдруг сзади откуда не возьмись…
d) За городом при движении на высоких скоростях, особенно на многополосных дорогах, когда правый ряд довольно плотно занят, например грузовиками, возможен выезд на обгон из этого попутного потока машины – водитель посмотрел в зеркало, увидел вас, но решил, что до вас далеко…
e) Вообще старайтесь подальше держаться от встречных полос. Особенно актуально, когда навстречу движется плотный поток машин (например в пятницу вечером вы по практически пустой трассе катите 180 км/час в Москву, а оттуда плотным потоком едут дачники, занимая все полосы). Под вас могут просто выехать по целому ряду причин, например – кто-то подрезал справа, он инстинктивно дернулся влево, на встречную полосу… В условиях зимней дороги или дождя весьма распространена такая ситуация: водитель торопится, обгоняет всех, маневрируя по полосам, левая движется быстрее правой, но он обгоняет несколько машин по свободной правой и резко перестраивается в свободное окно в левой, одновременно интенсивно тормозя… при выравнивании машины в полосе по всем законам контрсмещения его заносит влево, он инстинктивно гасит занос, выворачивая руль влево – вот и встречная… Часто в такой ситуации даже при наличии у вас сверх-навыков контраварийного управления просто не хватает физических возможностей машины, чтобы уйти от удара. Последствия обычно плачевные. Так что бойтесь встречных.
7. Ночью критичное время – 3-4 часа утра. Если есть возможность, то лучше остановиться и переждать. Нет такой возможности – наблюдайте за встречными. Именно в это время люди чаще всего засыпают за рулем – этот период ночи еще называют «час быка».
8. Опасен обгон справа. Водители в массе своей подсознательно этого не ожидают, и в случае какой-то нестандартной ситуации (например, вдруг показалось, что спустило колесо, или сигаретный окурок упал под ноги) просто машинально сворачивают вправо, чтобы остановиться, просто не смотря в зеркала. Особенно это актуально, если вы совершаете обгон по обочине – туда люди вообще никогда не смотрят.
9. Об этом везде пишут, ну и я напишу – при езде в потоке смотрите вперед машины, за которой едете. Если необходимо – сместитесь для этого влево, или вправо, чтобы вам была видна ситуация перед ней. Это даст возможность прогнозирования поведения впередиидущей машины.
10. При выезде на главную дорогу с второстепенной, особенно, если поворачиваете налево, пересекая обе полосы, не верьте глазам своим – посмотрите в каждую сторону по два раза, а начав движение – еще раз в обе стороны. Глаза – штука обманчивая, могут и фокус выкинуть. Запомните, кстати, намертво – при опасных маневрах (а выезд, например, из двором на дорогу – именно такой маневр, т.к. ваша скорость практически равна нулю, а скорость машин, идущих по главной может быть весьма высокой) всегда дублируйте взгляды. Организм человеческий на самом деле не очень надежная штука.
11. Если столкновение уже неизбежно, то помните, в этом случае главная ваша задача – свести к минимуму разницу скоростей вашей машины и той, которую вы собираетесь ударить. Пример: вы заснули, загляделись на птичек, не знаю чего еще… в общем, вдруг перед вами стоит машина, а на соседней полосе стоит еще, но десятью метрами дальше, и не Газель, а «копейка». Перестраивайтесь и бейте копейку. Если ситуация несколько иная – перед вами стоит машина, скорость ваша приличная, а соседний ряд движется – не стесняйтесь, бейте соседний ряд. Виноваты вы так или иначе будете, а удар все послабже, чем в стоячую машину. Тут, правда, надо учесть, что если вы вытолкнете соседнюю машину на встречную и погибнут люди, то это уже уголовное дело… А чтобы это учесть – возвращаемся к пункту 4.
12. Если вы бьете автомобиль в бок под прямым углом, то цельтесь в середину – она мягкая и вы меньше пострадаете. Если чувствуете, что удар перенесете без физических травм (скорость невелика), и к тому же если вы еще и виноваты – цельтесь в колесо, в этом случае в той машине меньше пострадают люди. Если едете в бок грузовику – цельтесь в колесо. Удар будет сильным, но это лучше, чем «подкат». Вообще пытайтесь под прямым углом не бить – косые удары легче переносятся. Если летите в обочину, то бойтесь крупных деревьев, но вообще старайтесь в обочину под малым углом не влетать – переворот на скорости часто хуже небольшого столкновения с парой деревьев средней толщины. Есть возможность выбора между лобовым (либо попутным со стоячей машиной) столкновением и обочиной – выбирайте обочину, даже если она выглядит очень крутой, вот только если там стоят вековые ели – фиг знает, значит вам не повезло... Лобовое и толстые деревья, вообще говоря – самые страшные вещи на трассе.
13. В 13-м пункте рассмотрим распространенную ситуацию с лобовым столкновением. Вы едете по двухполосной дороге, навстречу поток машин, одна из них обгоняет. Чего-то она там не рассчитала – ваша ли скорость слишком велика, или его не пустили в ряд, или из-за горки он вас не увидел – в общем не успевает… Напряжение нарастает и в конце концов один из участников этой дуэли ломится на обочину, избегая лобового. Вы, ессно, сворачиваете на свою обочину вправо, а он – на вашу, т.е. влево. Почему-то очень часто оба водителя делают этот маневр одновременно и благополучно встречаются на обочине, обычно с тяжелыми последствиями… Так вот, не надо играть на нервах и доказывать свою правоту. Дайте ему понять, что вы его видите – прижмитесь вправо как только можете. Главное – не допустить чтобы он, психанув, ломанулся на вашу обочину. Ситуация весьма распространена на узких загородных дорогах.
14. Если стоите посередине дороги, собираясь повернуть налево и пропуская встречных, то больше смотрите в заднее зеркало, чем вперед. В зад могут дать так, что мало не покажется. И еще – когда стоите в такой ситуации и собираетесь рвануть вперед, не выкручивайте колеса влево до начала движения; если въедут сзади – вылетите на встречку. У меня знакомый так погиб.

Ладно, пока хватит, может потом еще добавлю. В общем, братья и сестры, носитесь на здоровье, но старайтесь думать за других. И не включайте днем фары. Если водитель слепой – он и с фарами вас не заметит. А может и включайте – ваше дело… Но лично меня это здорово раздражает. Это подходит для Европы с одинаковыми постоянными скоростями, а у нас, когда один тошнит на «жуже» 60 км/час, а другой изображает низко летящий объект на Субаре, разогнавшись до 240 км/час… На трассе это часто мешает – встречному сложнее определить дистанцию и скорость машины, идущей со включенными фарами. Вообще у нас в свое время было такое простое правило – едешь больше 140-150 км/час – включи фарки, если боишся, а едешь тише – зачем тебе фары? - все так едут. Хотя может я просто раб привычки – навязывать мнение не буду. Удачи. 


на главную
mail

Hosted by uCoz