Просили выложить еще что-нибудь -
выкладываю. :)
Писалось это в свое время для публикации на
форуме волговодов (это такие люди, которые ездят на автомобилях
"Волга", если кто не знает), поэтому есть некоторые особенности, но
принципиально - машина она и есть машина. :) Потому надеюсь - каждый найдет в
этих рекомендациях что-то полезное для себя, на чем бы он ни предпочитал
ездить...
__________________
Итак, езда зимой... Собсно ничем от летней не
отличается, окромя льда и снега на дороге. Что, в свою очередь, ведет к
снижению коэфф сцепления колес с дорогой со всеми вытекающими - заносы,
медленные разгоны и слабые тормоза.
Попробую перечислить основные ошибки и их причины:
1. Когда машину может занести (снести).
1.1 В момент перестроения.
Весьма кстати распространенная причина потери контроля над машинкой -
ее занос при перестроении. Тут собсно надо помнить одно - перестроение (для
обгона или объезда и т.п.) состоит из 2-х маневров - 1-й это уход со своей
полосы, 2-й это возврат к прямолинейному движению на той полосе куда
перестроились. Так вот заносит машины почти всегда именно по выполнении 2-го
маневра. По той простой причине, что боковые силы инерции в этот момент
значительно выше. Вообще такой прием еще называют контрсмещением - чтобы
занести машину вправо, просто резко повернуть влево зачастую недостаточно, а
вот если сначала крутнуть вправо и тут же влево - вот тогда машинк войдет в
занос как миленький.
Если этот маневр совмещен с торможением - вероятность возникновения
заноса еще больше увеличивается.
Классические ситуации, когда может развиться такой сценарий:
перестроение из одного ряда в другой в потоке машин, резкое завершение обгона в
попытке увернуться от встречных (особенно, если одновременно тормозить, когда
например влазите в "окно" в потоке обгоняемых машин).
Вот об этот моменте стоит помнить.
Контрсмещение вообще великая сила - правильно раскачав, можно заставить Волгу
ехать в заносе летом на сухом асфальте на скорости километров 40 в час
всего-навсего... Это я к тому, что даже если покрытие дороги зимой достаточно
раскатанное, и машина цепко держится за дорогу и следует траектории даже при
резких маневрах, то в случае быстрой смены направлений движения для вас
совершенно неожиданным может оказаться то, что она сорвется в занос.
Как снизить вероятность контрсмещения? Ну
во-первых всегда надо стараться сглаживать траекторию, а в случае когда такой
маневр необходимо совместить с торможением, то стараться тормозить в момент
первого маневра (ухода со своей полосы) и полностью отпускать тормоза во время
второго маневра.
1.2 При повороте (маневре) с ускорением.
Имеется в виду как положительное ускорение,
так и отрицательное (т.е. торможение двигателем). Ну
собсно не секрет, что заднеприводный автомобиль, такой как Волга, обладает явно
выраженной избыточной поворачиваемостью. Это значит, в
движении по дуге при увеличении тяги машина будет стремиться уйти на внутреннюю
траекторию (вплоть до заноса задней оси), а при уменьшении тяги - на внешнюю
(вплоть до сноса передней оси). Из этого всего следует, что с газом надо
обращаться очень аккуратно. Широко распространенное мнение, что заднеприводный
автомобиль более устойчив в повороте на сброшенном газе - на самом деле не
совсем верно. Оно верно с той позиции, что при торможении движком в данном
случае колеса задней оси создают вектор направленный назад, который,
складываясь с вектором бокового ускорения, уменьшает его величину. Это все так,
только чем ниже коэфф сцепления колес с дороги, тем меньше величина этого
вектора задних колес, а вот вектору инерции состояние дороги пофиг... он от
него не зависит. Из этого в общем вытекает вкратце
следующее: на скользкой дороге в критичной ситуации (т.е. когда вы понимаете,
что можете сейчас и не удержаться на дороге) не надо полностью бросать газ в
повороте, лучше уж просто выжать сцепление. Дело в том, что максимальная
стабилизация автомобиля в повороте при сброшенном газе имеет место быть в тот
момент, когда задние колеса тормозят на границе пробуксовки или чуть блокируясь
(т.е. по аналогии с тормозами). Сбросите полностью газ на скорости - колеса
начнут пробуксовывать, перейдут из трения качения в трение скольжения,
соответсно коэфф сцепления резко упадет - и здравствуй занос.
Ну в общем нечего тут расписывать, и так это все знают.
Резюме - ОЧЕНЬ АККУРАТНО надо работать зимой с газом. Нужно чувствовать
свою машину так, чтобы при возникновении необходимости резко скинуть газ ровно
настолько чтобы тяга, передаваемая на колеса от мотора, равнялась нулю, а потом
уж в зависимости от ситуации, либо чуть-чуть прибавить
либо чуть-чуть скинуть эту тягу.
Еще раз проведу аналогию с тормозами - полностью бросать газ при
возникновении заноса на льду - такая же ошибка, как давить газ в пол.
1.3 При ошибке в выборе скорости на входе в
поворот.
Т.е. не рассчитали, поворот оказался несколько круче, чем вы подумали и
т.п. Т.е. ситуация состоит в том, что вы едете в поворот и явно в него не
вписываетесь.
Ну тут собсно что можно сказать.. попали вы! :) Если уж ты не вписываешься,
то ты не вписываешься - законы физики никто не отменял. Но бороться все равно
надо до последнего. Т.е. по чуть-чуть, чтобы не снести
машинку в юз, продолжаем подтормаживать двигателем (а если не очень сильно
скользко, то и рабочими тормозами) и
аккуратненько, не поворачивая сильно руль, чтобы и передние колеса не
сорвались в юз, снижаем скорость и скругляем траекторию в ожидании обочины. А
вот когда коснемся обочины, то это и будет последний шанс остаться на дороге. В
это момент когда колеса упрутся в обочину (обычно там все-таки не лед, а
утрамбованный снег и т.п.), они получат гораздо больший коэфф сцепления с дорогой.
Посему руль надо держать крепко, чтоб не выбило, а передние
колеса должны быть повернуты на такой угол, чтоб быть параллельными (или в
зависимости от ситуации - "наезжать" на обочину, но только не
"съезжать" с нее, т.е. упаси боже "перекрутить" руль
лишнего) обочине. Ну а дальше по ситуации - там и тормозить она станет
лучше и рулиться. Только не забывать об оборотной стороне - может
"затянуть" в обочину, т.к. сопротивление качению снега на обочине
гораздо выше, чем льда на дороге и возникает крутящий момент между левым и
правым бортами.
Вообще такой прием по использованию обочины называется
"упор".
Еще есть его аналог "зацеп". То же самое
по сути, только цепляемся не за внешнюю обочину, а за внутреннюю.
Но в общем с сожалением должен признать, что оба этих метода потребуют
каких-никаких, но тренировок, а в реально аварийной ситуации ничего скорее
всего не получится...
Еще из того, что требует тренировок, но реально может помочь в
некоторых ситуациях - можно положить машину в занос и попытаться уйти на
внутренний радиус с помощью тяги. На льду это скорее
всего не сработает, а вот на снегу - вполне.
1.4 При попадании в яму (бугор) при
прямолинейном движении.
Ну собсно кинематика понятна - и летом бывает "кидает" задок у
Волг на "гребенке". А уж зимой если при этом
еще и разная дорога окажется (разная по коэфф сцепления) под левыми и правыми
колесами - занос влегкую возникнет. Также может кирпичик под колеса попасть,
или просто резко дернули рулем, чтоб собачку не задавить... Короче - возник и
начинает развиваться занос при прямолинейном движении.
Методов гашения его на заднеприводном автомобиле 2 - с помощью сброса
газа и с помощью поворота передних колес в сторону заноса.
Часто бывает достаточно (занос не сильный и замечен вовремя)
лишь одного из этих действий, т.е. либо сбросить газ, а руль не трогать,
либо повернуть руль, но подачу газа не трогать. Вот по данному поводу существует
2 различные школы управления - одни говорят, что правильно так, другие - что
правильно этак. Лично я считаю более
правильным сначала попытаться погасить занос с помощью рулежки, не трогая тягу.
(типа - умру, но газ не сброшу! :) )
Но это уже детали, а вообще любой водитель чисто интуитивно при
возникновении заноса бросает газ и поворачивает руль в сторону заноса. Оно конечно все правильно, но в дальнейшем зачастую
возникает тот же самый контрзанос, в попытках погасить который руль крутят в
обратку, автомобиль еще больше раскачивается... в результате нас разворачивает.
Ну тут можно только одно посоветовать - тренироваться
в безопасном месте.
Волга в этом плане вообще довольно тяжелая машина. Она хорошо устойчива пока идет прямо с относительно небольшими боковыми
ускорениями, но уж если ее заносит - отловить довольно сложно. Очень большая
инертность. Поэтому помнить надо (это любой машины вообще касается, но Волги
особенно), что действия все должны быть на опережение.
Пример: Занесло машину вправо - надо повернуть руль вправо на такой
угол, чтобы колеса смотрели прямо, а когда задок начнет возвращаться на траекторию,
то и руль надо возвращать на место, причем даже чуть быстрее, чем идет задок.
Т.е. когда машина еще не совсем выровнялась, но передние колеса уже должны
стоять прямо относительно машины, а не траектории - этот "остаток"
задок сам довернет, по инерции.
Но эт все теория. Мое дело - попытаться объяснить. А вообще нелишне
тренироваться.
Я вот не хочу себя любимого хвалить, но в качестве примера сгодится -
за всю мою жизнь меня развернуло просто на ровной дороге на 180 град всего один
раз. Это было зимой на 2106 на лысой БЛ-85, и было это 13-14 лет назад...
Так, ну вроде с заносами все.
А чего еще зимой? Тормоза/разгоны - тут вроде и так все ясно.
Единственное могу сказать, что лучше особо-то не поддаваться на всякие
периодически публикуемые в СМИ и в том же интернете пособия по методам
торможения. Типа всякие "прерывистые", "ступенчатые"...
Никогда прерывистое торможение по определению не будет более эффективным, чем
непрерывное. Я просто однажды такое наблюдал: еду со знакомым, а он поворот
проскочил и типа резко затормозить попытался, ну машинку вроде несет и он давай
по педали топтать - нажмет-отпустит, нажмет-отпустит... да еще быстро так. Я
говорю - ты чего делаешь-то, чудо? А вот - я так в книжке прочитал...
Метод-то есть такой, но он немножко по другому
исполняется, не надо полностью-то педаль отпускать. Да и на Волге
вообще говоря тормозная система слишком инертна - она не позволяет такого вот
активного управления тормозным усилием. Поэтому в
общем возьму на себя смелость рекомендовать тормозить непрерывно, просто
пытаясь поймать грань блокировки. Если на дороге снег, а не голый лед или
асфальт, то имеет смысл периодически блокировать ненадолго колеса, т.к. при
этом перед ними скапливается "клин" из снега, который резко
увеличивает эффективность торможения.
Ну вот и по тормозам вроде все...
Да и вообще по технике управления хватит.
Сейчас чего-нить сочиню по особенностям национальной
зимней дороги...
Зимой в общем-то мешается нормально жить на трассе только снег. мешает в 3-х проявлениях -
обочины заужает, на осевой скапливается и создает переметы.
1. Обочины.
Обочины зимой несколько заужаются и это плохо. Их зимой следует при
встречных разъездах сильнее опасаться, чем летом. Поскольку если летом зацепить
обочины - это ничего криминального за собой не повлечет (ну потрясет маленько,
максимум колесо проколешь), то зимой зацепив снег на
обочине можно запросто вызвать занос на встречку.
2. Скапливается на осевой.
И мешает обгонять. Причем именно заднеприводным машинам. Как правило на осевой скапливается глубокий рыхлый снег, который
имеет большое сопротивление качению. Когда выезжаешь туда, то передние колеса
толкают машину назад, а задние - вперед. В результате машинка обретает большое
желание к заносу, чтобы погасить который приходится сбрасывать газ, а в результате
получается не обгон, а нечто под названием "не умеешь - не берись".
Метод в общем-то один - разгоняться на своей полосе, а на обгон выходить под
нейтральным, или даже чуть сброшенным газом.
3. Переметы.
Главное - вовремя заметить... :) Ну в общем
ничего хитрого, понятно, что если едешь по лесу и пересекаешь просеку -
наверняка там будет перемет. Ну и вообще - на всех открытых местах.
А так никакой методологии борьбы и нету...
оттормозиться успеть посильнее, и уповать, что это просто перемет, а не сугроб
вокруг потерянного лесовозом бревна... :)
Ладно. Хорош пока.
Пойду лягу в кровать дальше болеть.
Вопросы приветствуются, поскольку вечером
мне делать будет нефига, т.к. я сейчас высплюсь, налопавшись чая с малиной, и
ночью буду бессонницей маяться... :)