Просили выложить еще что-нибудь - выкладываю. :)

Писалось это в свое время для публикации на форуме волговодов (это такие люди, которые ездят на автомобилях "Волга", если кто не знает), поэтому есть некоторые особенности, но принципиально - машина она и есть машина. :) Потому надеюсь - каждый найдет в этих рекомендациях что-то полезное для себя, на чем бы он ни предпочитал ездить...

 

__________________

Итак, езда зимой... Собсно ничем от летней не отличается, окромя льда и снега на дороге. Что, в свою очередь, ведет к снижению коэфф сцепления колес с дорогой со всеми вытекающими - заносы, медленные разгоны и слабые тормоза.

Попробую перечислить основные ошибки и их причины:

 

1. Когда машину может занести (снести).

1.1 В момент перестроения.

Весьма кстати распространенная причина потери контроля над машинкой - ее занос при перестроении. Тут собсно надо помнить одно - перестроение (для обгона или объезда и т.п.) состоит из 2-х маневров - 1-й это уход со своей полосы, 2-й это возврат к прямолинейному движению на той полосе куда перестроились. Так вот заносит машины почти всегда именно по выполнении 2-го маневра. По той простой причине, что боковые силы инерции в этот момент значительно выше. Вообще такой прием еще называют контрсмещением - чтобы занести машину вправо, просто резко повернуть влево зачастую недостаточно, а вот если сначала крутнуть вправо и тут же влево - вот тогда машинк войдет в занос как миленький.

Если этот маневр совмещен с торможением - вероятность возникновения заноса еще больше увеличивается.

Классические ситуации, когда может развиться такой сценарий: перестроение из одного ряда в другой в потоке машин, резкое завершение обгона в попытке увернуться от встречных (особенно, если одновременно тормозить, когда например влазите в "окно" в потоке обгоняемых машин).

Вот об этот моменте стоит помнить. Контрсмещение вообще великая сила - правильно раскачав, можно заставить Волгу ехать в заносе летом на сухом асфальте на скорости километров 40 в час всего-навсего... Это я к тому, что даже если покрытие дороги зимой достаточно раскатанное, и машина цепко держится за дорогу и следует траектории даже при резких маневрах, то в случае быстрой смены направлений движения для вас совершенно неожиданным может оказаться то, что она сорвется в занос.

Как снизить вероятность контрсмещения? Ну во-первых всегда надо стараться сглаживать траекторию, а в случае когда такой маневр необходимо совместить с торможением, то стараться тормозить в момент первого маневра (ухода со своей полосы) и полностью отпускать тормоза во время второго маневра.

1.2 При повороте (маневре) с ускорением.

Имеется в виду как положительное ускорение, так и отрицательное (т.е. торможение двигателем). Ну собсно не секрет, что заднеприводный автомобиль, такой как Волга, обладает явно выраженной избыточной поворачиваемостью. Это значит, в движении по дуге при увеличении тяги машина будет стремиться уйти на внутреннюю траекторию (вплоть до заноса задней оси), а при уменьшении тяги - на внешнюю (вплоть до сноса передней оси). Из этого всего следует, что с газом надо обращаться очень аккуратно. Широко распространенное мнение, что заднеприводный автомобиль более устойчив в повороте на сброшенном газе - на самом деле не совсем верно. Оно верно с той позиции, что при торможении движком в данном случае колеса задней оси создают вектор направленный назад, который, складываясь с вектором бокового ускорения, уменьшает его величину. Это все так, только чем ниже коэфф сцепления колес с дороги, тем меньше величина этого вектора задних колес, а вот вектору инерции состояние дороги пофиг... он от него не зависит. Из этого в общем вытекает вкратце следующее: на скользкой дороге в критичной ситуации (т.е. когда вы понимаете, что можете сейчас и не удержаться на дороге) не надо полностью бросать газ в повороте, лучше уж просто выжать сцепление. Дело в том, что максимальная стабилизация автомобиля в повороте при сброшенном газе имеет место быть в тот момент, когда задние колеса тормозят на границе пробуксовки или чуть блокируясь (т.е. по аналогии с тормозами). Сбросите полностью газ на скорости - колеса начнут пробуксовывать, перейдут из трения качения в трение скольжения, соответсно коэфф сцепления резко упадет - и здравствуй занос.

Ну в общем нечего тут расписывать, и так это все знают.

Резюме - ОЧЕНЬ АККУРАТНО надо работать зимой с газом. Нужно чувствовать свою машину так, чтобы при возникновении необходимости резко скинуть газ ровно настолько чтобы тяга, передаваемая на колеса от мотора, равнялась нулю, а потом уж в зависимости от ситуации, либо чуть-чуть прибавить либо чуть-чуть скинуть эту тягу.

Еще раз проведу аналогию с тормозами - полностью бросать газ при возникновении заноса на льду - такая же ошибка, как давить газ в пол.

1.3 При ошибке в выборе скорости на входе в поворот.

Т.е. не рассчитали, поворот оказался несколько круче, чем вы подумали и т.п. Т.е. ситуация состоит в том, что вы едете в поворот и явно в него не вписываетесь.

Ну тут собсно что можно сказать.. попали вы! :) Если уж ты не вписываешься, то ты не вписываешься - законы физики никто не отменял. Но бороться все равно надо до последнего. Т.е. по чуть-чуть, чтобы не снести машинку в юз, продолжаем подтормаживать двигателем (а если не очень сильно скользко, то и рабочими тормозами) и  аккуратненько, не поворачивая сильно руль, чтобы и передние колеса не сорвались в юз, снижаем скорость и скругляем траекторию в ожидании обочины. А вот когда коснемся обочины, то это и будет последний шанс остаться на дороге. В это момент когда колеса упрутся в обочину (обычно там все-таки не лед, а утрамбованный снег и т.п.), они получат гораздо больший коэфф сцепления с дорогой. Посему руль надо держать крепко, чтоб не выбило, а передние колеса должны быть повернуты на такой угол, чтоб быть параллельными (или в зависимости от ситуации - "наезжать" на обочину, но только не "съезжать" с нее, т.е. упаси боже "перекрутить" руль лишнего) обочине. Ну а дальше по ситуации - там и тормозить она станет лучше и рулиться. Только не забывать об оборотной стороне - может "затянуть" в обочину, т.к. сопротивление качению снега на обочине гораздо выше, чем льда на дороге и возникает крутящий момент между левым и правым бортами.

Вообще такой прием по использованию обочины называется "упор".

Еще есть его аналог "зацеп". То же самое по сути, только цепляемся не за внешнюю обочину, а за внутреннюю.

Но в общем с сожалением должен признать, что оба этих метода потребуют каких-никаких, но тренировок, а в реально аварийной ситуации ничего скорее всего не получится...

Еще из того, что требует тренировок, но реально может помочь в некоторых ситуациях - можно положить машину в занос и попытаться уйти на внутренний радиус с помощью тяги. На льду это скорее всего не сработает, а вот на снегу - вполне.

1.4 При попадании в яму (бугор) при прямолинейном движении.

Ну собсно кинематика понятна - и летом бывает "кидает" задок у Волг на "гребенке". А уж зимой если при этом еще и разная дорога окажется (разная по коэфф сцепления) под левыми и правыми колесами - занос влегкую возникнет. Также может кирпичик под колеса попасть, или просто резко дернули рулем, чтоб собачку не задавить... Короче - возник и начинает развиваться занос при прямолинейном движении.

Методов гашения его на заднеприводном автомобиле 2 - с помощью сброса газа и с помощью поворота передних колес в сторону заноса.

Часто бывает достаточно (занос не сильный и замечен вовремя) лишь одного из этих действий, т.е. либо сбросить газ, а руль не трогать, либо повернуть руль, но подачу газа не трогать. Вот по данному поводу существует 2 различные школы управления - одни говорят, что правильно так, другие - что правильно этак. Лично я считаю более правильным сначала попытаться погасить занос с помощью рулежки, не трогая тягу. (типа - умру, но газ не сброшу! :) )

Но это уже детали, а вообще любой водитель чисто интуитивно при возникновении заноса бросает газ и поворачивает руль в сторону заноса. Оно конечно все правильно, но в дальнейшем зачастую возникает тот же самый контрзанос, в попытках погасить который руль крутят в обратку, автомобиль еще больше раскачивается... в результате нас разворачивает. Ну тут можно только одно посоветовать - тренироваться в безопасном месте.

Волга в этом плане вообще довольно тяжелая машина. Она хорошо устойчива пока идет прямо с относительно небольшими боковыми ускорениями, но уж если ее заносит - отловить довольно сложно. Очень большая инертность. Поэтому помнить надо (это любой машины вообще касается, но Волги особенно), что действия все должны быть на опережение.

Пример: Занесло машину вправо - надо повернуть руль вправо на такой угол, чтобы колеса смотрели прямо, а когда задок начнет возвращаться на траекторию, то и руль надо возвращать на место, причем даже чуть быстрее, чем идет задок. Т.е. когда машина еще не совсем выровнялась, но передние колеса уже должны стоять прямо относительно машины, а не траектории - этот "остаток" задок сам довернет, по инерции.

Но эт все теория. Мое дело - попытаться объяснить. А вообще нелишне тренироваться.

Я вот не хочу себя любимого хвалить, но в качестве примера сгодится - за всю мою жизнь меня развернуло просто на ровной дороге на 180 град всего один раз. Это было зимой на 2106 на лысой БЛ-85, и было это 13-14 лет назад...

 

Так, ну вроде с заносами все.

А чего еще зимой? Тормоза/разгоны - тут вроде и так все ясно.

Единственное могу сказать, что лучше особо-то не поддаваться на всякие периодически публикуемые в СМИ и в том же интернете пособия по методам торможения. Типа всякие "прерывистые", "ступенчатые"... Никогда прерывистое торможение по определению не будет более эффективным, чем непрерывное. Я просто однажды такое наблюдал: еду со знакомым, а он поворот проскочил и типа резко затормозить попытался, ну машинку вроде несет и он давай по педали топтать - нажмет-отпустит, нажмет-отпустит... да еще быстро так. Я говорю - ты чего делаешь-то, чудо? А вот - я так в книжке прочитал...

Метод-то есть такой, но он немножко по другому исполняется, не надо полностью-то педаль отпускать. Да и на Волге вообще говоря тормозная система слишком инертна - она не позволяет такого вот активного управления тормозным усилием. Поэтому в общем возьму на себя смелость рекомендовать тормозить непрерывно, просто пытаясь поймать грань блокировки. Если на дороге снег, а не голый лед или асфальт, то имеет смысл периодически блокировать ненадолго колеса, т.к. при этом перед ними скапливается "клин" из снега, который резко увеличивает эффективность торможения.

Ну вот и по тормозам вроде все...

 

Да и вообще по технике управления хватит.

Сейчас чего-нить сочиню по особенностям национальной зимней дороги...

Зимой в общем-то мешается нормально жить на трассе только снег. мешает в 3-х проявлениях - обочины заужает, на осевой скапливается и создает переметы.

1. Обочины.

Обочины зимой несколько заужаются и это плохо. Их зимой следует при встречных разъездах сильнее опасаться, чем летом. Поскольку если летом зацепить обочины - это ничего криминального за собой не повлечет (ну потрясет маленько, максимум колесо проколешь), то зимой зацепив снег на обочине можно запросто вызвать занос на встречку.

2. Скапливается на осевой.

И мешает обгонять. Причем именно заднеприводным машинам. Как правило на осевой скапливается глубокий рыхлый снег, который имеет большое сопротивление качению. Когда выезжаешь туда, то передние колеса толкают машину назад, а задние - вперед. В результате машинка обретает большое желание к заносу, чтобы погасить который приходится сбрасывать газ, а в результате получается не обгон, а нечто под названием "не умеешь - не берись".

Метод в общем-то один - разгоняться на своей полосе, а на обгон выходить под нейтральным, или даже чуть сброшенным газом.

3. Переметы.

Главное - вовремя заметить... :) Ну в общем ничего хитрого, понятно, что если едешь по лесу и пересекаешь просеку - наверняка там будет перемет. Ну и вообще - на всех открытых местах.

А так никакой методологии борьбы и нету... оттормозиться успеть посильнее, и уповать, что это просто перемет, а не сугроб вокруг потерянного лесовозом бревна... :)

 

Ладно. Хорош пока.

Пойду лягу в кровать дальше болеть.

Вопросы приветствуются, поскольку вечером мне делать будет нефига, т.к. я сейчас высплюсь, налопавшись чая с малиной, и ночью буду бессонницей маяться... :)

Hosted by uCoz